Олимпиада

1.первый этап олимпиады по финансовой грамотности (учреждения образования) — до 26 сентября 2023 года;

2.второй этап олимпиады по финансовой грамотности (районный) — 20 октября 2023 года.

3.третий (областной) этап олимпиады по финансовой грамотности (20 ноября 2023 года)

ЕДИНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Национальный банк Республики Беларусь

БЕЛГАЗПРОМБАНК

План совместных действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019–2024 годы принят в Беларуси

План совместных действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019-2024 годы

Методические рекомендации для подготовки к республиканской олимпиаде по финансовой грамотности в 2020 годуfile_download

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 3 августа 2020 г. № 257/210file_download

Полезно почитать!expand_more

Антипенко, О. Денежная азбука / О. Антипенко. – Минск: ЗАО «БелКП-ПРЕСС», 2013.

Бакшт, К. Вкус жизни. Как достигать успеха, финансовой свободы и управлять своей судьбой / К. Бакшт. – СПб.: Питер, 2013.

Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. – Минск: Четыре четверти, 2014.

Бойко, М. Обучение финансовой грамотности: опыт и реалии для Беларуси / М. Бойко, Ю. Хватик. // Адукатар. – 2011. – № 2. – С. 6–11.

Горяев, А. Финансовая грамота / Горяев А., Чумаченко В. – Минск: Четыре четверти, 2015. – 121 с.

Горяев, А. Финансовая грамота для школьников / А. Горяев, В. Чумаченко. – М.: Российская экономическая школа, 2009.

Горяев, А. Финансовая грамота (для студентов и взрослых) / А. Горяев, В. Чумаченко. – М.: Российская экономическая школа, 2008.

Конаш, Д. Сохранить и приумножить. Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями / Д. Конаш. – М.: Альпина Паблишер., 2012.

Зеленцова, А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика // А.В.Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: ЦИПСиР, 2012.

Паранич, А.В. Личный финансовый план. Инструкция по составлению / А.В. Паранич. – М.: SmartBook, И-Трейд, 2009.

Твае першыя фінансы. – Минск, Белагропромбанк, 2014.

Сакович, Ю.В. Деньги: от товарных до электронных // Образование Минщины. – 2014. – № 2. – С. 67–69.

Сакович, Ю.В. Кредит – форма доверия // Образование Минщины. – 2014. – № 3. – С. 62–64.

Сакович, Ю.В. Обязательства – основа кредитных отношений // Образование Минщины. – 2014. – № 4. – С. 48–51.

Сакович, Ю.В. Сбережения денег: возможности и способы // Образование Минщины. – 2014. – № 5. – С. 57–59.

Сакович, Ю.В. Инструменты для инвестирования // Образование Минщины. – 2014. – № 6. – С. 60–63.

Сакович, Ю.В. Дети и деньги // Образование Минщины. – 2015. – № 1. – С. 70–72.

http://fingramota.by/ – единый Интернет-портал финансовой грамотности населения Национального банка Республики Беларусь;

http://infobank.by – финансово-аналитических портал Беларуси, на котором можно найти справочную информацию о рынке банковских услуг, лизинге, страховании и др., обзоры и рейтинги банков, онлайн-калькулятор вкладов и кредитов, финансовые новости, статьи и аналитику;

http://infobank.by/3485/default.aspx  страница Детской финансовой грамоты совместного проекта Белинвестбанка и infobank.by «Дети и деньги». Цель проекта –– в простой и доступной форме рассказать о финансах и помочь сформировать правильное отношение к деньгам.

http://azbukafinansov.ru/ – универсальный портал по финансовой грамотности и управлению личными финансами.

http://www.fintraining.by/ – «Центр Финансового Образования. Беларусь», созданный с целью помочь разобраться в непростом мире финансов, инвестиций, сделать шаг на пути к финансовому благополучию. На страницах портала:

• Обучающие авторские курсы;

• Современная система дистанционного образования;

• Постоянно пополняемая библиотека книг и статей на тему финансов, бизнеса и инвестиций;

• Свежие новости и аналитические статьи о важнейших событиях в мире экономики.

http://ecsocman.hse.ru/text/33372918/ – российский федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»

http://ecschool.hse.ru/index.html – сайт журнала «Экономика в школе»

Горяев, А. Финансовая грамота / А. Горяев, В. Чумаченко – Минск: Четыре четверти, 2015. – 121 с.

В книге простым, доступным языком описываются наиболее важные финансовые продукты, такие как депозиты, кредиты, страховые и инвестиционные продукты, их самые основные характеристики и особенности грамотного использования. Также в книге изложены базовые принципы эффективного управления личными финансами: составление личного финансового плана, подход к сбережениям и инвестициям. Книга позволяет в простой, но увлекательной форме познакомиться с миром личных финансов как школьникам, так и взрослым.  

Финансовая грамотность для школьников : справочник : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования / сост. М. А. Краснова ; ГУО «Минск. обл. ин-т развития образования». – Минск : Мин. обл. ИРО, 2015. – 79 с.

В пособии представлена разнообразная информация по финансовой грамотности для учащихся учреждений общего среднего образования. В него вошли словарь финансовых понятий, адаптированных для школьников, указатель денежных купюр и монет стран мира, а также интересные факты о деньгах и финансах.

Стартап

В последние несколько лет такое бизнес-явление, как стартап, стало не просто популярным, а даже модным. Как часто мы слышим истории о том, что какой-то «ботаник» буквально на коленке придумывает сумасшедшую с первого взгляда, но со второго – конечно, гениальную технологию, которая затем переворачивает с ног на голову весь мир и приносит своему создателю миллиарды долларов.

Что такое стартап?expand_more

Общепризнанное определение рассматриваемого термина дал верховный священнослужитель всех стартаперов Стив Бланк:»Стартап — это компания, созданная для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели».

Воспроизводимость — это возможность многократно продать полученное решение;

Масштабируемость — возможность существенного роста проекта.

Помимо этого, важной отличительной особенностью стартапов является технологичность. В основе большинства из них лежат некие технологические ноу-хау.

Стартапы призваны решать проблемы и задачи, которые со временем становится возможным решить благодаря использованию результатов технического прогресса. Или, как говорил основательTwitter’a Исаак “Биз” Стоун, современные высокотехнологичные проекты должны служить одной цели: упрощать пользователям любые действия в их повседневной жизни.

Двигать технический прогресс вперед — не задача стартапера. Действительно, когда мы говорим о стартапах, вряд ли будет упомянута новая перспективная компания, разрабатывающая свою революционную архитектуру микропроцессоров или фильтрующие наноматериалы.

Однако вполне возможно в рамках одной небольшой команды создать уникальный программный продукт, который предоставляет его пользователям инновационные услуги, и который может оказаться резко популярным и востребованным в ближайшем будущем. Точно также, не критически сложно создать и уникальную комбинацию «железа» вместе с обеспечивающим его работу программным комплексом.

Чем отличается стартап от малого бизнеса?expand_more

  1. Уникальность. Стартап должен быть уникален, иначе это уже не стартап, а малый бизнес. Использование инноваций, пожалуй, то главное, что позволяет определить, перед вами, стартап или одно из многих бизнес-предприятий (парикмахерская, ресторан, юридическая фирма или другое). Начиная заниматься обычным бизнесом, вы так или иначе можете следовать за кем-то по проторенной дорожкой, занимаясь стартапом, вы никогда до конца не знаете, с чем имеете дело. Стартапы обязаны создавать что-то новое или улучшать уже существующий продукт.
  2. Масштаб. Обыкновенно малый бизнес развивается в рамках тех границ, которые были ему установлены самим бизнесменом. Предприниматель примерно знает, какой «выхлоп» получится у его детища, в то время как стартапер, как правило, не ограничивает масштабы своего роста и нацелен на завоевание как можно большей доли рынка, желательно всего мира. Готовность наращивать свое влияние до тех пор, пока не получится стать лидером отрасли – второй признак, который позволяет отделить стартап от предприятия малого бизнеса.
  3. Темпы роста. О том, как быстро будет расти дело, обычный бизнесмен обыкновенно не очень задумывается, в приоритете для него все же – извлечение прибыли. Задумавшие стартап предприниматели ориентированы в первую очередь на быстрый рост своего «детища», желательно в мировых масштабах.
  4. Прибыль. Как скоро бизнес станет окупаемым, и сколько можно будет на нем заработать – такими думами полны головы обычных бизнесменов, поскольку главное – получение выручки. Стартап же хоть и называется молодым проектом, но может начать приносить первую прибыль только спустя годы, и то, если повезет. В приоритете у предпринимателей «новой волны» — создать продукт, который будет на рынке чем-то новым и завоюет его.
  5. Финансирование. Зачастую, чтобы открыть малый бизнес достаточно личных сбережений, вложений со стороны семьи, друзей, банковских кредитов. Стартапы же хоть поначалу и финансируются из кармана задумавшего проект, но неизбежно рано или поздно приходят к тому моменту, когда начинают быть кровно заинтересованы в более серьезных вливаниях в виде привлечения средств бизнес-ангелов, венчурных фондов и инвесторов.
  6. Бизнес-технологии. Для ведения малого бизнеса никаких особых технологий не требуется, поскольку существует множество готовых технологических решений (в разных сферах: маркетинга, бухгалтерии и прочих), которые можно иногда применять для достижения основных бизнес-целей. В то же время в стартапе технологии зачастую составляют основной продукт. Но даже если это и не так, стартап все равно не сможет обойтись без постоянного использования новейших технологий для достижения быстрого роста и масштабирования.
  7. Время жизни. Согласно статистике жизненный цикл предприятий, принадлежащих сфере малого бизнеса, недолог — 32% ИП закрываются в первые три года. Однако что же говорить о стартапах! Судите сами, за то же время закрываются более 90% предприятий!
  8. Команда и руководство. Обыкновенно в среде малого бизнеса нанимается столько сотрудников, сколько требуется для полноценного функционирования компании. Стартапы же начинаются обыкновенно с одного-нескольких человек и впоследствии разрастаются до все возрастающего штата сотрудников, инвесторов, директоров и других заинтересованных лиц.
  9. Стиль жизни. Поскольку малый бизнес в сравнении со стартап-проектами, связан с меньшими рисками, то и отдачи требует меньше, а значит, оставляет предпринимателю время на отдых и личную жизнь. Конечно, уже после того, как механизм работы отлажен и приведен в равновесие. Занятые же в стартапе могут только мечтать о размеренном образе жизни. Учитывая тот факт, что за стартапом обыкновенно стоят бизнес-ангелы, венчурные фонды, которые вложили свои деньги в проект и ожидают прибыли, предпринимателю только и остается что оправдывать ожидания, а значит, работать каждый день до изнеможения.
  10. Стратегия выхода. Чем закончится предприятие в сфере малого бизнеса? Обыкновенно бизнесмены либо продают свое дело, либо передают по наследству. В то же время важной вехой в жизни стартапа является переход его на следующий этап путем крупной сделки по продаже или проведением IPO.

Этапы развития стартапаexpand_more

В процессе развития стартапа выделяют 5 этапов:

  1. Посевной этап, или Pre-Seed stage. На данном этапе происходит поиск идеи и разработка технических способов ее реализации. Инициативная группа производит анализ рынка, пишет бизнес-план, формулирует техзадание. Далее следуют: создание прототипа продукта, тестирование его версий, изучение спроса и поиск источников финансирования. Если не удается найти инвестора, проект «затухает». Увы, с большинством стартапов именно это и случается.
  2. Запуск, или Startup Stage. Итак, инвестор найден: продукт можно выпускать на рынок. Оказавшись в рыночных условиях, продукт должен доказать свое преимущество перед аналогами. Но на этом этапе обойти конкурентов не так-то просто. Создателям стартапа следует проявить упорство, продемонстрировать творческое мышление и деловую хватку. Именно сейчас проект подвергается наибольшему риску. Если целевая аудитория останется равнодушной, его история на том и завершится.
  3. Рост, или Growth Stage. Допустим, проект выжил в конкурентной борьбе. Продукт пользуется спросом и потихоньку захватывает рыночную нишу, на которую ориентировались его разработчики. Настаёт время выходить на точку безубыточности и приносить инвесторам кое-какую прибыль.
  4. Расширение, или Expansion Stage. Цели, отраженные в бизнес-плане, наконец-то достигнуты. Но компания-разработчик на этом не останавливается – она продолжает продвигать свое детище на новых рынках. Ее позициям уже ничего не угрожает: она узнаваема, ее продукция пользуется стабильным спросом, доходы постепенно растут.
  5. Выход, или Exit Stage. Когда компания достигает пика своего развития, инвесторы, осуществившие финансирование проекта, отказываются от своей доли в этом бизнесе и продают ее более крупным игрокам. Этот шаг приносит им хорошую прибыль. Можно сказать, ради этого момента они и вкладывают деньги в перспективное начинание. Впрочем, отдельные инвесторы сохраняют свою долю и используют ее в качестве источника постоянного дохода.

Между тем знание того, что такое стартап и в чем состоят его принципиальные отличия от других типов бизнеса, как и наличие хорошей идеи, не гарантируют вам победу на этом поприще. Успех в этой сфере очень не прогнозируем, здесь нет готовых бизнес-решений. Помните, согласно статистике, только один из десяти стартапов получает признание… Так что, если решите круто поменять свою жизнь и заняться подобного рода бизнесом, хорошенько подумайте.

Как стартапы повышают финансовую грамотность детей

На свои карманные деньги современные подростки покупают не только школьные завтраки, но могут использовать их как первые инвестиции. Дети наравне с родителями хотят больше знать о деньгах и уметь управлять ими. Американский стартап Step разработал бесплатное приложение для подростков по управлению финансами.

Наши мероприятия

С 23 по 29 марта 2020 в Беларуси проходит Неделя финансовой грамотности детей и молодежи. В рамках Недели в целях повышения финансовой грамотности учащихся прошли информационные и классные часы. Так учащиеся 6 «А» класса познакомились с секретами финансового успеха на информационном часу «Цифровая безопасность личных финансов».

Фотоexpand_more

Учащиеся 8 «А» класса усвоили Азбуку финансовой грамотности на классном часу.

Фотоexpand_more