Внедрение сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся: региональная модель
Цель инновационного проекта: создание условий для формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся в современной социокультурной ситуации на основе механизмов сетевого взаимодействия и социально-педагогического партнерства
В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:
— изучить литературу и нормативные правовые документы по организации гражданского и патриотического воспитания обучающихся, определить структуру и содержание понятия «гражданско-патриотическая позиция», подобрать необходимые дидактические и диагностические материалы;
— изучить общедидактические вопросы, связанные с организацией сетевого взаимодействия, разработать механизм внедрения сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся в социальное пространство учреждения образования, региона;
-разработать, согласовать с партнерами условия и возможности сетевого взаимодействия в рамках района и области, определить совместные мероприятия, проекты, а также сферу ответственности участников инновационного проекта;
— определить, апробировать и внедрить методическое обеспечение, оптимальные формы и методы деятельности по формированию гражданско-патриотической позиции обучающихся;
-обеспечить внедрение в образовательный процесс учреждения сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся;
-обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению сетевой модели в образовательную практику;
-обеспечить расширение региональной Партнерской сети гражданского и патриотического воспитания за счет привлечения новых социальных партнеров.
Новизна инновационного проекта заключается:
-в апробации и внедрении сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся;
— в разработке и внедрении методического обеспечения, оптимальных форм и методов деятельности по формированию гражданско-патриотической позиции обучающихся;
-в разработке методических рекомендаций и материалов по внедрению сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции и инновационного педагогического опыта организации гражданско-патриотического воспитания на уровне региона, республики.
Основные направления и методы работы в рамках сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся Организационно-методическая работа:
— подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, конкурсов, мастер-классов, чтений, практикумов, иных мероприятий по вопросам гражданско-патриотического воспитания учащихся; содействия функционированию сети методических объединений педагогических работников;
— участие в разработке программ, учебно-программной документации в сфере гражданско-патриотического воспитания;
— организация методических консультаций по формированию гражданско-патриотической позиции в воспитательном пространстве учреждения образования.
Научно-методическая работа:
— проведение научно-исследовательской работы по вопросам формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся;
— подготовка и экспертиза работ учащихся и педагогов в конкурсах по направлениям гражданско-патриотического воспитания;
— участие в реализации педагогических проектов и инновационной деятельности по направлениям гражданско-патриотического воспитания;
— организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся по направлениям гражданско-патриотического воспитания;
Информационно-методическая работа:
— формирование банка данных эффективного педагогического опыта работы в сфере гражданско-патриотического воспитания;
— изучение и распространение эффективного педагогического опыта работы и достижений в сфере формирования гражданско-патриотической позиции учащихся;
— разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в сфере гражданско-патриотического воспитания;
— организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся по направлениям гражданско-патриотического воспитания;
— организация и осуществление выставочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию на выдающихся исторических традициях белорусского народа;
— организация взаимодействия с учреждениями образования, социальной сферы, культуры и др., в том числе сетевое, по вопросам гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Основные направления и методы работы в рамках сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся Организационно-методическая работа:
— подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, конкурсов, мастер-классов, чтений, практикумов, иных мероприятий по вопросам гражданско-патриотического воспитания учащихся; содействия функционированию сети методических объединений педагогических работников;
— участие в разработке программ, учебно-программной документации в сфере гражданско-патриотического воспитания;
— организация методических консультаций по формированию гражданско-патриотической позиции в воспитательном пространстве учреждения образования.
Научно-методическая работа:
— проведение научно-исследовательской работы по вопросам формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся;
— подготовка и экспертиза работ учащихся и педагогов в конкурсах по направлениям гражданско-патриотического воспитания;
— участие в реализации педагогических проектов и инновационной деятельности по направлениям гражданско-патриотического воспитания;
— организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся по направлениям гражданско-патриотического воспитания;
Информационно-методическая работа:
— формирование банка данных эффективного педагогического опыта работы в сфере гражданско-патриотического воспитания;
— изучение и распространение эффективного педагогического опыта работы и достижений в сфере формирования гражданско-патриотической позиции учащихся;
— разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в сфере гражданско-патриотического воспитания;
— организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся по направлениям гражданско-патриотического воспитания;
— организация и осуществление выставочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию на выдающихся исторических традициях белорусского народа;
— организация взаимодействия с учреждениями образования, социальной сферы, культуры и др., в том числе сетевое, по вопросам гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Календарно-тематическое планирование по инновационному проекту «Внедрение сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся: региональная модель» на 2024/2025 учебный год
№п/п | Вопросы для рассмотрения | Сроки | Ответственные |
1 | Создание инновационной команды по организационной и методической поддержке проекта | август | Жичко Р.В., директор Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
2 | Проведение информационных встреч с учащимися, педагогами, родителями по вопросам инновационной деятельности | август | Жичко Р.В., директор Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе, учителя-участники инновационного проекта |
3 | Организация инновационной работы: формирование творческой группы, распределение функциональных обязанностей | сентябрь | Жичко Р.В., директор |
4 | Собеседование с педагогами по индивидуальным планам инновационной деятельности | сентябрь | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
5 | Консультации по ведению дневников и другой документации участниками инновационного проекта | В течение года | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
6 | Проведение диагностических мероприятий по теме инновационного проекта | сентябрь | Урбонас В.О., педагог-психолог Поворова И.В., педагог социальный |
7 | Совещание при директоре «Механизмы управления инновационным проектом» | сентябрь | Жичко Р.В., директор |
8 | Создание комплекса условий (организационно-деятельностных, информационно-методических, кадровых, материально-технических, мотивационно-психологических), обеспечивающих работу сетевой модели | Август – сентябрь | Жичко Р.В., директор |
9 | Организация постоянно действующего семинара «Рефлексивные навыки педагогов как средство формирования эффективного опыта профессиональной деятельности» | В течение года | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
10 | Организация мероприятий по обмену инновационным опытом с УО, детскими и молодежными объединениями, работающими по аналогичной инновационной модели. | В течение года | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
11 | Информирование о промежуточных итогах реализации инновационного проекта всех субъектов образовательного проекта | Январь | Жичко Р.В., директор |
12 | Учебная деловая игра «Технология оформления педагогического опыта». | февраль | Урбонас В.О., педагог-психолог |
13 | Подведение итогов работы по выполнению планов инновационной деятельности | апрель | Жичко Р.В., директор Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
14 | Учебная деловая игра «Разработка критериев эффективного педагогического опыта по формированию нравственных ценностных ориентаций учащихся». | апрель | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
15 | Анализ и систематизация результатов инновационной деятельности. | май | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
16 | Разработка и предоставление отчетных материалов по результатам инновационной деятельности. | май | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
17 | Проведение педагогического совета по итогам и распространению инновационного опыта. | август | Жичко Р.В., директор |
18 | Внесение корректив в Программу развития учреждения образования, изменение модели педагога в соответствии с эффективными результатами инновационной деятельности. | август | Жичко Р.В., директор |
19 | Работа с консультантами проекта | В течение года | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
20 | Повышение квалификации педагогов, участвующих в инновационном проекте | В течение года | Жичко Р.В., директор |
21 | Разработка мероприятий по привлечению учащихся к работе по формированию гражданско-патриотической позиции обучающихся | Сентябрь — октябрь | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
22 | Просмотр фильма “Культурный код” | сентябрь | Ивашко Т.Н., учитель белорусского языка |
23 | Викторина “По страницам славной истории” | сентябрь | Воспищева Н.И., учитель химии |
24 | Просмотр фильма “На другом берегу” | сентябрь | Котина Ж.В., учитель русского языка и литературы |
25 | Фестиваль «Моя дружная семья — Беларусь» | сентябрь | Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
26 | Экскурсия в образовательный центр МЧС г. Минска | октябрь | Ивашко Т.Н., учитель белорусского языка |
27 | Беседа «Что вы знаете о Великой Отечественной войне?» | октябрь | Воспищева Н.И., учитель химии |
28 | Экскурсия в г. Добруш (фарфоровый завод) | октябрь | Котина Ж.В., учитель русского языка и литературы |
29 | Фоточеллендж «Год качества в моей жизни» | октябрь | Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
30 | «Жертвам геноцида посвящается» (посещение еврейского кладбишча) | ноябрь | Ивашко Т.Н., учитель белорусского языка |
31 | Конкурс рисунков «Дорогами войны» | ноябрь | Воспищева Н.И., учитель химии |
32 | Час информирования «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» | ноябрь | Котина Ж.В., учитель русского языка и литературы |
33 | Конкурс «Народная зарядка от молодежи школы» | ноябрь | Педагог-организатор |
34 | Виртуальная экскурсия «Их именами названы улицы нашего города» | декабрь | Ивашко Т.Н., учитель белорусского языка |
35 | Квест-игра «Войны священные страницы» | декабрь | Воспищева Н.И., учитель химии |
36 | Участие в акции «От всей души!» | декабрь | Котина Ж.В., учитель русского языка и литературы |
37 | Посещение с концертной программой «Хальчанский психо-неврологический дом-интернат» | декабрь | Педагог-организатор |
38 | Круглый стол «Пионеры-герои войны» | январь | Ивашко Т.Н., учитель белорусского языка |
39 | Познавательная викторина «По тропам юных героев» | январь | Воспищева Н.И., учитель химии |
40 | Посещение Жлобинского краеведческого музея | январь | Котина Ж.В., учитель русского языка и литературы |
41 | Микс «Беларусь воспета в песнях и стихах» | январь | Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, педагог-организатор |
42 | Оформление фотозоны «Беларусам я завуся, роднай мовай ганаруся» | февраль | Ивашко Т.Н., учитель белорусского языка |
43 | Виртуальная экскурсия «По местам боевой славы» | февраль | Воспищева Н.И., учитель химии |
44 | Викторина «Юные безусые герои» | февраль | Котина Ж.В., учитель русского языка и литературы |
45 | Конкурс на лучшее исполнение песни или стихотворения «Эхо афганской войны» | февраль | Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
46 | Посещение музея в Красном Береге | март | Ивашко Т.Н., учитель белорусского языка |
47 | Беседа «Хатынь в моем сердце» | март | Воспищева Н.И., учитель химии |
48 | Конкурс сочинений «Нет милей и краше Родины нашей» | март | Котина Ж.В., учитель русского языка и литературы |
49 | Народное гулянье «Масленица» | март | Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, педагог-организатор |
50 | Видео-лекторий «Брестская крепость » | апрель | Ивашко Т.Н., учитель белорусского языка |
51 | Урок мужества «Памяти жертв геноцида» | апрель | Воспищева Н.И., учитель химии |
52 | Урок мужества «Мы будем чтить ваш подвиг вечно» | апрель | Котина Ж.В., учитель русского языка и литературы |
53 | Виртуальная экскурсия «Города-побратимы Беларуси и России» | апрель | Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
54 | Классный час «Мы помним, мы гордимся» | май | Ивашко Т.Н., учитель белорусского языка |
55 | Коллаж «И все о той весне» | май | Воспищева Н.И., учитель химии |
56 | Классный час «Победа в сердце каждого живет» | май | Котина Ж.В., учитель русского языка и литературы |
57 | Урок мужества «Нам жить и помнить, нам мир хранить». | май | Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
58 | Участие в интернет-конкурсе по правовому воспитанию «От правовой грамотности- к гражданской ответственности» | январь-апрель | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе;учителя , участвующие в проекте |
59 | Анкетирование участников образовательных отношений по степени удовлетворённости результатами инновационной деятельности | апрель | Специалисты СППС: Урбонас В.О., Поворова И.В. |
60 | Митинг, посвященный Дню защиты детей, на мемориальном комплексе « Детям-жертвам войны» в Красном Береге | 1 июня | Иванова Т.В., заместитель директора по ВР |
61 | Ведение рубрики «Инновационная деятельность» на официальном сайте учреждения образования | В течение года | Злобина Н.В., учитель информатики |