Внедрение сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся: региональная модель
Цель инновационного проекта: создание условий для формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся в современной социокультурной ситуации на основе механизмов сетевого взаимодействия и социально-педагогического партнерства
В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:
— изучить литературу и нормативные правовые документы по организации гражданского и патриотического воспитания обучающихся, определить структуру и содержание понятия «гражданско-патриотическая позиция», подобрать необходимые дидактические и диагностические материалы;
— изучить общедидактические вопросы, связанные с организацией сетевого взаимодействия, разработать механизм внедрения сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся в социальное пространство учреждения образования, региона;
-разработать, согласовать с партнерами условия и возможности сетевого взаимодействия в рамках района и области, определить совместные мероприятия, проекты, а также сферу ответственности участников инновационного проекта;
— определить, апробировать и внедрить методическое обеспечение, оптимальные формы и методы деятельности по формированию гражданско-патриотической позиции обучающихся;
-обеспечить внедрение в образовательный процесс учреждения сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся;
-обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению сетевой модели в образовательную практику;
-обеспечить расширение региональной Партнерской сети гражданского и патриотического воспитания за счет привлечения новых социальных партнеров.
Новизна инновационного проекта заключается:
-в апробации и внедрении сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся;
— в разработке и внедрении методического обеспечения, оптимальных форм и методов деятельности по формированию гражданско-патриотической позиции обучающихся;
-в разработке методических рекомендаций и материалов по внедрению сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции и инновационного педагогического опыта организации гражданско-патриотического воспитания на уровне региона, республики.
Основные направления и методы работы в рамках сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся Организационно-методическая работа:
— подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, конкурсов, мастер-классов, чтений, практикумов, иных мероприятий по вопросам гражданско-патриотического воспитания учащихся; содействия функционированию сети методических объединений педагогических работников;
— участие в разработке программ, учебно-программной документации в сфере гражданско-патриотического воспитания;
— организация методических консультаций по формированию гражданско-патриотической позиции в воспитательном пространстве учреждения образования.
Научно-методическая работа:
— проведение научно-исследовательской работы по вопросам формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся;
— подготовка и экспертиза работ учащихся и педагогов в конкурсах по направлениям гражданско-патриотического воспитания;
— участие в реализации педагогических проектов и инновационной деятельности по направлениям гражданско-патриотического воспитания;
— организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся по направлениям гражданско-патриотического воспитания;
Информационно-методическая работа:
— формирование банка данных эффективного педагогического опыта работы в сфере гражданско-патриотического воспитания;
— изучение и распространение эффективного педагогического опыта работы и достижений в сфере формирования гражданско-патриотической позиции учащихся;
— разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в сфере гражданско-патриотического воспитания;
— организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся по направлениям гражданско-патриотического воспитания;
— организация и осуществление выставочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию на выдающихся исторических традициях белорусского народа;
— организация взаимодействия с учреждениями образования, социальной сферы, культуры и др., в том числе сетевое, по вопросам гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Основные направления и методы работы в рамках сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся Организационно-методическая работа:
— подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, конкурсов, мастер-классов, чтений, практикумов, иных мероприятий по вопросам гражданско-патриотического воспитания учащихся; содействия функционированию сети методических объединений педагогических работников;
— участие в разработке программ, учебно-программной документации в сфере гражданско-патриотического воспитания;
— организация методических консультаций по формированию гражданско-патриотической позиции в воспитательном пространстве учреждения образования.
Научно-методическая работа:
— проведение научно-исследовательской работы по вопросам формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся;
— подготовка и экспертиза работ учащихся и педагогов в конкурсах по направлениям гражданско-патриотического воспитания;
— участие в реализации педагогических проектов и инновационной деятельности по направлениям гражданско-патриотического воспитания;
— организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся по направлениям гражданско-патриотического воспитания;
Информационно-методическая работа:
— формирование банка данных эффективного педагогического опыта работы в сфере гражданско-патриотического воспитания;
— изучение и распространение эффективного педагогического опыта работы и достижений в сфере формирования гражданско-патриотической позиции учащихся;
— разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в сфере гражданско-патриотического воспитания;
— организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся по направлениям гражданско-патриотического воспитания;
— организация и осуществление выставочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию на выдающихся исторических традициях белорусского народа;
— организация взаимодействия с учреждениями образования, социальной сферы, культуры и др., в том числе сетевое, по вопросам гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Календарный план на 2022/2023 учебный год по внедрению инновационного проекта «Внедрение сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся: региональная модель»
№ п/п | Мероприятия | Cроки | Ответственные |
1 | Создание инновационной команды по организационной и методической поддержке проекта | май-август | Жичко Р.В., директорИванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
2 | Проведение информационных встреч с учащимися, педагогами, родителями по вопросам инновационной деятельности | май — август | Жичко Р.В., директорИванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе,учителя-участники инновационного проекта |
3 | Разработка и утверждение Положения о сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся | май — август | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
4 | Анкетирование участников образовательных отношений по уровню заинтересованности инновационным проектом | май — август | Специалисты СППС: Марковцова А.С., Поворова И.В. |
5 | Рассмотрение на педагогическом совете вопроса о включении проекта «Внедрение сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся»в годовой план работы учреждения | август | Жичко Р.В., директор |
6 | Проведение инструктивно-методического совещания «Изучение нормативно-правовой документации об инновационной деятельности» | август | Жичко Р.В., директор |
7 | Разработка внутришкольной документации, регламентирующей инновационную деятельность | август | Жичко Р.В., директор;Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
8 | Организация инновационной работы: формирование творческой группы, распределение функциональных обязанностей | сентябрь | Жичко Р.В., директор |
9 | Собеседование с педагогами по индивидуальным планам инновационной деятельности | сентябрь | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
10 | Консультации по ведению дневников и другой документации участниками инновационного проекта | в течение года | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
11 | Проведение диагностических мероприятий по теме инновационного проекта | сентябрь | Марковцова А.С., педагог-психологПоворова И.В., педагог социальный |
12 | Совещание при директоре «Механизмы управления инновационным проектом» | сентябрь | Жичко Р.В., директор |
13 | Создание комплекса условий (организационно-деятельностных, информационно-методических, кадровых, материально-технических, мотивационно-психологических), обеспечивающих работу сетевой модели | август – сентябрь | Жичко Р.В., директор |
14 | Информирование о промежуточных итогах реализации инновационного проекта всех субъектов образовательного проекта | январь, май | Жичко Р.В., директор |
15 | Рассмотрение промежуточных итогов работы по выполнению планов инновационной деятельности | в течение года | Жичко Р.В., директорИванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
16 | Работа с консультантами проекта | в течение года | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
17 | Повышение квалификации педагогов, участвующих в инновационном проекте | в течение года | Жичко Р.В., директор |
18 | Разработка мероприятий по привлечению учащихся к работе по формированию гражданско-патриотической позиции обучающихся | сентябрь — октябрь | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
19 | Митинг-реквием, посвященный Дню памяти жертв фашизма «Это надо знать! Это надо помнить!» для 5-11 классов | сентябрь | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
20 | Спортивный праздник, посвященный Дню народного единства «Сила нации в единстве!» для 5-11 классов | сентябрь | Учитель физической культуры и здоровья Щербина М.В. |
21 | Встречи с членами Жлобинского районного союза офицеров « Есть такая профессия- Родину защищать» для 8-11 классов | октябрь | Руководитель по военно-патриотическому воспитанию Быков И.И. |
22 | Мастер –класс с сотрудниками краеведческого музея«Рукодельничаем по-белорусски» для 5-7 классов | октябрь | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
23 | Пресс-конференция для учащихся 9-11 классов с участием сотрудников Следственного комитета, ИДН« Гражданином ты быть обязан» | ноябрь | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
24 | Участие в обучающем семинаре по развитию профессионально-исследовательских компетенций, организованном СШ №19 г. Минска, «Исследовательская деятельность педагогов в процессе реализации инновационного проекта» | ноябрь | Жичко Р.В., директор |
25 | Квест-игра-«Мы живём по закону» для учащихся 5-11 классов | декабрь | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе, учителя участвующие в проекте |
26 | Книжная выставка – обзор, посвященная Международному дню памяти жертв Холокоста «Холокост: в сердце и памяти навечно» | январь | Учитель истории Штукарь Т.А. |
27 | Участие в интернет-конкурсе по правовому воспитанию «От правовой грамотности — к гражданской ответственности» | январь-апрель | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
28 | Участие в интернет-конкурсе по правовому воспитанию «От правовой грамотности- к гражданской ответственности | январь-апрель | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе, учителя участвующие в проекте |
29 | Митинг-реквием «Афганистан: мужество и память» ко дню памяти воинов-интернационалистов для учащихся 5-11 классов | 15 февраля | Руководитель по военно-патриотическому воспитанию Быков И.И. |
30 | Участие в 7 Республиканской очно-заочной научно-практической конференции « На благо Родины и человека» | 17 февраля | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе, учителя участвующие в проекте |
31 | Военно-спортивная эстафета « Мы будущие защитники Отечества» для учащихся 5-11 классов | февраль | Руководитель по военно-патриотическому воспитанию Быков И.И. |
32 | Фестиваль народной песни Беларуси и России « Заспяваем разам» для 5-11 классов | март | Педагог-организатор Терешкова М.Г. |
33 | Торжественный вечер «Единство и братство- единое богатство» для учащихся 8-11 классов | апрель | Педагог-организатор Терешкова М.Г. |
34 | Анкетирование участников образовательных отношений по степени удовлетворённости результатами инновационной деятельности | апрель | Специалисты СППС: Марковцова А.С., Поворова И.В. |
35 | Разработка перспективного планирования работы по инновационному проекту на 2022/2023 учебный год | апрель | Жичко Р.В., директорИванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
36 | Тематический вечер «Быть достойными Великой Победы» | май | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
37 | Участие в экскурсии, организованной СШ №8 г. Бреста, «Последний полет» в музей В.Н.Карвата г. Бреста | май | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе, учителя участвующие в проекте |
38 | Систематизация, анализ, обобщение результатов инновационной деятельности | май | Жичко Р.В., директорИванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
39 | Митинг, посвященный Дню защиты детей, на мемориальном комплексе « Детям-жертвам войны» в Красном Береге | 1 июня | Иванова Т.В., заместитель директора по воспитательной работе |
40 | Сочинение совместного стихотворения, посвященного Году исторической памяти | июнь | Учитель русского языка и литературы Котина Ж.В. |
41 | Сетевое взаимодействие с педагогами-новаторами, реализующими инновационный проект | в течение года | Участники инновационного проекта |
42 | Самообразование участников проекта по теме инновационной деятельности | в течение года | Участники инновационного проекта |
43 | Ведение рубрики «Инновационная деятельность» на официальном сайте учреждения образования | в течение года | Штукарь А.А., учитель информатики |